В течение 4 лет я выстраиваю в классе систему воспитательной работы. Цель воспитательной системы класса заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решать следующие задачи:
- развивать субъектность личности каждого учащегося
- создавать условия для нравственного, коммуникативного, познавательного, физического самовыражения личности младшего школьника
- поддерживать творческие устремления и действия каждого ребенка
В целях создания необходимых условий, для проявления творческой индивидуальности каждого ученика начиная с1998г, в школе осуществляется интеграция учебно-воспитательного процесса начальной школы с фольклорным отделением ДШИ №2.
Набор предметов (хореография, вокальный, фольклорный, инструментальные ансамбли, народное творчество, игра на народных инструментах) позволяет каждому ученику найти дело по душе и реализовать свои возможности. Посещая все занятия, одни дети проявляют себя в танце, другие - в оркестре, третьи в сольном пении.
Этому способствует личностный подход к учащимся, ставший ведущим в организации учебно-воспитательного процесса.
занимаются по программе начального эстетического образования
Все учащиеся с 1 по 4 класс занимаются по программе начального эстетического образования «Восхождение к истокам». (Программа прилагается). Эта программа определяет основные направления совместной деятельности МОУ СОШ №20 и фольклорного отделения ДШИ № 2 в области художественно-эстетического воспитания младших школьников. Цели программы:
- Создавать условия для духовного возрождения и подъема культуры учеников начальных классов.
- Воспитывать на традициях народной культуры творческую личность, обладающую художественным вкусом.
В рамках этой программы не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получили возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, народными игрушками, народными праздниками), историей, промыслами Нижегородской области. Ежегодно во всех классах готовятся мероприятия, связанные с традиционными праздниками народного календаря, в которых участвуют и педагоги, и ученики. Это: «Осенины», «У самовара», «Капустные посиделки», «Колядки», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Веснянка». (Сценарии прилагаются). В рамках программы
«Восхождение к истокам» на факультативных занятиях (тематическое планирование прилагается) «Народное творчество» ребята изучают традиции и обычаи русского народа, древнюю историю родного края.
( факультативное занятие по теме: « Масленица – традиции и обычаи» прилагается).
Положительными результатами этой работы являются:
- ребята стали проявлять интерес к традициям русского народа;
- полноценно и осмысленно стали готовиться и участвовать в проведении фольклорных праздниках;
- на сцене ребята стали себя чувствовать более уверенно, раскрепощено;
- при проведении коллективных форм исполнения у ребят установились необходимые взаимоотношения.
Нравственный потенциал учащихся реализуется через формирования основ культуры общения, развитие способности эмоционально отзываться на переживания других людей. Эта работа ведется по программе «Азбука нравственности» (программа и примерные разработки классных часов прилагается). Эта программа реализуется через специальные занятия (2 раза в месяц), классный часы, праздники, беседы.
Цель этой программы:
создание условий для развития для развития нравственно-ориентированной личности, интеллектуально-развитой, социально-адаптированной личности со сформированным гражданским сознанием.
В конце каждого учебного года проводится мониторинг воспитанности учащихся.
Коммуникативный потенциал: формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений через серию совместных с психологом классных часов – тренингов общения, эстетических игр.
В развитии познавательных интересов большую роль играет внеклассная работа по предметам. Это тематические недели по русскому языку, математике, природоведению. Олимпиады по предметам, викторины, выпуски тематических газет (примерные разработки прилагаются). Участие в игре «Медвежонок» и «Кенгуру». Включение учащихся класса в ежегодные общешкольные фестивали «300 лет Саровской пустыни», «Спортивный калейдоскоп», фестиваль, посвященный году русского языка, обогатило их интересными знаниями !
В результате ребята стали более активно включаться в подготовку и участие в предметных неделях, олимпиадах, фестиваля и т.д.
Особое место занимает туристко - краеведческая работа. Мы посетили театр в Нижнем Новгороде, конезавод, Санаксарский и Девеевский монастырь, Гайдаровские места в г. Арзамасе, могилу Тани Савичевой, были на экскурсии в школьном, городском музее и в музее Саровская пустынь, в Городце, в музее Ушакова (г. Темников), на фабрике игрушек в Полх-Майдане, в железнодорожном Депо в пожарной части.
Эти мероприятия сближают детей, развивают навык общения в различных жизненных ситуациях, кругозор, культуру поведения в общественных местах. В процессе внешкольного общения у детей вырабатываются черты положительного характера, способствующего лучшему взаимопониманию детей в классе.
В классе стали традиционными дни именинников (по временам года), праздничные «Огоньки», проведения Дня матери, встречи с участниками Великой Отечественной войны, «До свидания, начальная школа!» и т.д. Досуговая деятельность позволила «втянуть» в свое поле «трудных» учащихся и тех, кто не мог отличиться в творческой деятельности.
Еще одно направление, по которому ведется работа в классе – «За здоровый образ жизни». Профилактическая работа ведется совместно со школьными медицинскими работниками: плановые медосмотры, беседы, консультации. Ведется работа с родителями по укреплению здоровья в семье. Этому были посвящены родительские собрания «Режим дня школьника», консультации врача-ортопеда.
Традиционным стало проведение таких мероприятий как: День здоровья, веселые старты (часто вместе с родителями), осенью и весной походы выходного дня, зимой - лыжные прогулки.
Эта работа направлена на сохранение и укрепление здоровья школьника.
Особое внимание уделяется формированию самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены дежурного «Лучика» в классе, совместной работы «лучиков» при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередовании групповых творческих поручений.
|