Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Опрос
|
Учительское счастьеЭссе. Учительское счастье.
Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика наука о ребенке, а не о человеке… Януш Корчак. Все люди достойны внимания, независимо от того, какие у них способности: ведь солнце дарит тепло как добрым, так и не очень, а дождь поливает всю землю.… И мы выращиваем в садах деревья, не только приносящие ранние плоды, но и те, которые приносят плоды среди лета и позднее. Всё в природе в свое время находит хвалу и доказывает, что оно существовало не напрасно. Так и мы, учителя, должны вводить в сады знаний детей разного рода дарований и давать им возможность расти и развиваться, чувствуя себя нужными и любимыми. Осмысливая свою педагогическую деятельность, я всегда помню, прежде всего, о высокой миссии Учителя. Учитель – это не профессия, это нечто совершенно другое, это, наверное, все-таки образ жизни. И я, учитель начальных классов, особенно это осознаю, когда смотрю в глаза своих маленьких учеников. Я – первая учительница, которая останется в памяти каждого из них на всю жизнь, которая заложит основной фундамент их знаний. Значит, жить надо с постоянным чувством ответственности перед этими маленькими людьми, перед их родителями, перед обществом, перед государством. И я убеждена, что своё высокое предназначение Учитель может выполнить лишь тогда, когда он, учитель, уважает чувство собственного достоинства каждого своего ученика, видит в нём человека. Только тогда рождается взаимопонимание, взаимоуважение двух людей, двух личностей – учителя и ученика. Вот что важно! Именно эти размышления подвели меня к осознанию принципа сотрудничества учителя и ученика, принципа, заложенного в рефлексивно - деятельностной педагогике. Людям, собирающимся что-то делать вместе, важно почувствовать друг друга, понять особенности эмоционального состояния. В рефлексивно – деятельностной педагогике особо подчёркивается необходимость эмоционального контакта. Поэтому каждый свой урок я начинаю с установления именно такого контакта с классом, вернее, с каждым своим учеником, ибо я работаю не с классом, а в классе, с каждым учеником индивидуально. В рефлексивно – деятельностной педагогике центральной категорией является «смысл» (замысел). Если замысел есть у учителя, то это его деятельность. Если собственный замысел есть у ученика, то учеба становится его деятельностью. Если учитель и ученик состыковали свои замыслы, это значит, что у них появилась совместная деятельность. Дальше надо сделать так, чтобы ребёнок захотел быть вовлечённым в эту деятельность - заинтересовать, подсказать пути-дороги, вооружить знаниями. Вот тут и выполняет свою главную роль учитель - добрый помощник, мудрый наставник. И при этом каждый раз ему нужно представить материал так, чтобы ученику всегда хотелось всё «сделать самому», чтоб он обязательно сказал заветные слова: «Я сам!» Когда ученик выступает в роли исполнителя, ему открывается лишь операционная сторона деятельности. Для деятеля же она открывается всем богатством своего смыслового содержания. Ребёнок активно включается в процесс творческой деятельности: планирования, корректировки, согласования своей позиции с позицией другого, упорного поиска путей преодоления ошибок и трудностей, стремления услышать оценку своего труда. Так начинают развиваться способности, присущие творческой личности, и рождается самая главная жизненно важная способность – возможность самому определять свою жизнь. Так я, учитель, помогаю маленькому человеку делать первые самостоятельные шаги в осознанную самостоятельную жизнь, применять полученные знания. Я вижу, что мои ученики воспринимают меня не как традиционного учителя или занудного ментора: ведь я всегда рядом, всегда приду на помощь, успокою, объясню, поддержу в беде, разделю радость. Мы всегда вместе. И не только на уроках, но и во всех общих делах. Мы – одна семья, учитель, дети, родители, вместе на праздниках, в спорте, в походах и экскурсиях. Дети понимают, как это здорово доверять друг другу, помогать друг другу - дружить по-настоящему. И я для них - старший товарищ, пример для подражания. Я люблю своих воспитанников, я горжусь ими. Они растут достойными маленькими гражданами нашей великой России. Они любознательны и инициативны. Они самостоятельны и ответственны. Я горжусь их успехами в учёбе, достижениями и многочисленными победами в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Я горжусь, что во всех моих выпусках не был потерян ни один ученик. Это - итоги нашего общего труда. Это - результат моего педагогического мастерства. Вот оно – УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ!
Т.Е. Шитова |
Поиск
Моя гордость
Календарь
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||