Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 3 классе обучается 30 человек. Из них 20 девочек и 10 мальчиков.
Данный ученический коллектив существует третий год. Класс работоспособный с устойчивой мотивацией к обучению. У всех учащихся преобладает кинестетическая репрезентативная сенсорная модальность.
Диагностика уровня обучаемости показала, что класс по развитию делится на 3 группы:
Каждая из вышеназванных групп имеет свои особенности.
Дети первой группы (6 человек) отличаются высоким уровнем развития слуховой, зрительной и словесно логической памяти, как кратковременной, так и долговременной, логического мышления. Они умеют выделять различные признаки, находить достаточное количество признаков сходства и различия, определять закономерность в построении ряда объектов и продолжать его, разбивать объекты по общественному признаку на определенное количество групп. У детей этой группы сформирована рефлексия на содержательном уровне. Они принимают учебную задачу, могут ставить перед собой УЗ самостоятельно и управлять процессом ее решения. У них на высоком уровне сформировано действие контроля, то есть они умеют соотносить ход решения и результат с заданным образцом (пошаговый и итоговый самоконтроль). Ребята в основном способны объективно оценить свою деятельность и учебное действие. Самооценка – адекватная. Учащиеся этой группы обладают устойчивым произвольным вниманием. Они умеют в течение длительного времени концентрировать его на заданных объектах. Легко переключаются с одного вида деятельности на другой. У них эмоционально окрашена речь,хорошо развита , богатый словарный запас. Умеют отвечать на вопросы, давать полные ответы, умеют связано рассказывать. Обладают высоким уровнем саморегуляции и хорошей работоспособностью.
На уроках они активны, умеют достигать поставленной цели, способны как к исполнительским, так и творческим видам деятельности.
Дети второй группы (19 человек) – со средним уровнем развития. У них процесс торможения преобладает над процессами возбуждения. Внимание произвольное, объем, концентрация и устойчивость средние, преобладает механическая память. Логическое мышление развито на среднем уровне.Эти дети не сразу усваивают учебный материал. Для усвоения нужно еще 1-2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. Они не всегда умеют выделять главные признаки, анализировать, сравнивать, им бывает необходима помощь учителя или сильного ученика. У них больше развито практическое мышление. Эти дети меньше читают, но речь у них хорошо развита, хороший запас слов, эмоционально окрашена. Они умеют отвечать на вопросы, рассказывать. Творческие задания у них вызывают затруднения. Рассуждают и делают выводы с помощью учителя или сильного ученика. Учебный процесс усваивают. У них сформирована произвольность внимания, памяти. На уроках могут быть активны, особенно на этапах закрепления и повторения.
Дети третьей группы (5 человек) – с низким уровнем развития. Эти дети с преобладанием нервных процессов, возбуждения над процессами торможения. Слабо развиты мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Они затрудняются в выделении признаков, смешивают существенные и второстепенные признаки. Внимание непроизвольное, объем концентрация и устойчивость низкие. Отсутствует способность к длительной и стойкой сосредоточенности. Быстро проявляется утомляемость. У детей этой группы слабо развиты слуховая, зрительная, моторная память. Этой группе детей необходимы упражнения с комментированием, частое повторение правила, большой объем практической работы над ним, объяснение каждого действия, рассуждения, что делать сначала, что потом. Они нуждаются в постоянном напоминании, повторении, индивидуальной помощи, контроля со стороны учителя. У этих детей слабо развита речь, небольшой словарный запас, они не могут объяснить свой выбор решения, не могут и затрудняются выражать свои мысли. Задания выполняют только по образцу. Мало читают. Затрудняются в воспроизведении по памяти текста и составлении собственного текста по плану. Медленно усваивают учебный материал, затрудняются делать выводы, рассуждать обобщать.
Эти дети заторможены, а некоторые сильно возбудимы. Они не способны к волевому усилию. Качество самоконтроля низкое. Ребята не могут объективно оценить свою деятельность, часто давая себе завышенную самооценку.
Класс в эмоционально-волевой сфере в целом уравновешен. Дети отличаются дружелюбием, готовностью к сотрудничеству, умеют и любят работать в парах, группах. Охотно общаются друг с другом во внеурочное время, совместно выполняют задания.
|