Понедельник, 29.04.2024, 06:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя начальных классов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Важно ли использование IT-технологий для учителя начальных классов?
Всего ответов: 1

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

(обобщение собственного педагогического опыта)

 

 

 

 

 

Тема: Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Шитова Татьяна Евгеньевна,

                                                                учитель начальных классов

                                                                   I квалификационной категории.

 

 

 

Доска и мел - наши главные инструменты,

                                                            но хочется чего-то большего...

 

Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к самостоятельной и творческой деятельности.  

Проблема в том, что классно-урочная система с её объяснительно-иллюстративными методами, при которой учитель лишь объясняет и спрашивает, контролирует и оценивает, однообразна и скучна, а главное не дает возможности для активизации познавательной деятельности младших школьников.

Отрицательной стороной традиционной системы обучения можно назвать и то, что на уроке обеспечивается лишь первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, а его освоение осуществляется при выполнении домашнего задания. Возникает ситуация, при которой учащиеся фактически

« учатся дома», а приходит на  урок для того, чтобы отчитаться перед учителем о выполненной работе и получить новое домашнее задание. Деятельность учителя в этом случае сводится к двум функциям: сообщить новую информацию и на следующем уроке проверить ее усвоение, а ученику отводится роль пассивного объекта обучения.

         Реализуя одну из основных целей образования – развитие личности каждого ребёнка, встречаем ряд противоречий:

  • между ориентацией нового содержания образования на развитие творческих способностей, стремлением личности к самовыражению и обязательным единым планом, традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.
  •  между  возможностями компьютерной техники, многообразием информации и существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно-урочную систему;
  • между увеличивающимся потоком информации, и неспособностью всеми обучающимися воспринимать и усваивать эту информацию;

                Поиски путей преодоления этих противоречий и  привели к осознанию необходимости активно внедрять в практику своей работы информационно-коммуникативные технологии.

Цель данной работы  -   раскрыть роль и эффективность использования информационно-коммуникативных  технологий  для  активизации познавательной деятельности младших школьников. 

Я работаю учителем начальных классов 23 года. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать ребят, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами.  Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д.Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Необходимость использования компьютерных технологий  в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода “созерцательной любознательностью”, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер. Важно на уроке периодически менять виды работы школьников, тогда и не наступит большого утомления. Следовательно, разнообразие работы стимулирует устойчивость внимания.  Очень большие изменения претерпевает мышление детей 7-10 летнего возраста. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта, но интеллект претерпевает такое развитие, которое не проделывает больше ни память, ни восприятие. Здесь особенно сказывается стимулирующая роль содержания и методов обучения, роль учителя. 

 Поэтому именно информационные технологии способствует:

  • обогащению содержания обучения;
  • придают ему логический и поисковый характер;
  • решают проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся;
  • развитию их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышению уровня комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся.  

 

Каковы же преимущества использования информационных технологий на уроках в начальных классах? Здесь мы имеем два основных преимуществакачественное и количественное.  

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

 Информационные технологии  помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. 

 

Применение средств информационных технологий возможно на разных уроках и на любом его этапе.

  • Объяснение нового материала.

На этом этапе урока наиболее эффективным является использование мультимедийных презентаций. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайдов, сочетание устного материала с демонстрацией слайдов позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала

  • Самостоятельная  работа учащихся по изучению нового материала с использованием обучающих программ. На данном этапе урока отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся самостоятельному поиску материала, а также ответов на вопросы. Программы могут содержать задания различного уровня сложности, а также подсказки, и справочные материалы. 
  • Контроль знаний. При контроле используются тесты. Организация теста обеспечивает быстроту прохождения теста, повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. 

Использование ИКТ на уроке позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

- принцип равенства позиций;

- принцип доверительности;

- принцип обратной связи;

- принцип занятия исследовательской позиции.

Так  на уроках русского языка, применение интерактивной доски помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Электронная доска позволяет мне и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде. Благодаря интерактивной доске успешно реализуются проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения.

Так, например  теоретический материал  при объяснении новой темы «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» можно представить в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. 

Широкие возможности предоставляет интерактивная доска для словарной работы. На экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Обучающиеся могут записать однокоренные слова, составить словосочетания как самостоятельно в тетради, так и  на доске.

Продуктивно проводится работа по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания. Например, при изучении темы: «Обобщение знаний о составе слова». Слайд 13    Для развития познавательного интереса к русскому языку на уроке  «Обобщение знаний об имени существительном» интерактивная доска использовалась для проведения игры-путешествия по стране Лингвинии, которая не оставила равнодушным ни одного ученика. 

Для сохранения зрения, снятие усталости  с глаз во время работы на  уроке проводятся электронные физкультминутки  для глаз.

Использование ИКТ на уроках Окружающего мира позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира, природных явлений. А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? С использованием ИКТ – можно.

На уроке «Разнообразие животных» ребята находят ответы на поставленные вопросы, наглядно-образно знакомятся с классификацией животных, более подробно знакомятся с экзотическими животными, побывав заочно на разных материках нашей планеты, разгадывают кроссворды, ребусы, загадки. 

На уроке по теме: «Водоёмы» ребята знакомятся с водоёмами и их обитателями. Яркие иллюстрации, карта, схема. Закрепление материала проходит в работе группами.

Для формирования устойчивого интереса  и  позитивного  отношения к математике  используются интерактивные игры- тренажеры.

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

  • Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
  • С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
  • Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено;
  • Повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • Повышение производительности урока;
  • Установление межпредметных связей с другими предметами.
  • Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Каков результат использования мультимедиа технологий?  

  • развитие  познавательных способностей и мотивации;
  • развитие творческих способностей;
  • успешнее достигаются общие цели образования;
  • формирование компетенции в области коммуникации: умение выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
  • повышение успеваемости по предметам.
Категория: Мои статьи | Добавил: ts_adm (31.01.2015)
Просмотров: 1678 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Моя гордость

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz